Ходила вчера с девочками из Кулька (Институт
или Академия? Культуры) в Михайловский театр на балет "Спартак". Хех, давненько я не ходила на галёрочку по студенческому билету! х))) Отправили нас пятерых сразу на третий ярус, ибо аншлаг, и всё забито. Не думала, что я такая выносливая: три часа (минус антракт) отстояла без особых конвульсий. В Мариинке в крайнем случае можно устроиться на ступеньках, в Михайловском же оказалось, что со ступенек не видно ровным счетом ни-че-го. В общем, собою я довольна, только поясница затекла. А тренированые девочки всё не отстояли и тоже стонали, что что-то болит хР
Итак, балет. Очень хотела посмотреть на танцовщика, исполнявшего партию Спартака. Ибо он в Мариинке был одним из ведущих солистов и танцевал премьерного Блудного сына. Поняла, что не даром ему ту роль дали. И дёрнуло его потом на Украину уехать.
Что до постановки... Меня не впечатлило. Слишком много цирковых трюков и откровенно "фигурнокатательных" поддержек. Да, я понимаю, сравнивать, возможно, неправильно, но когда я смотрела "Спартака" Григоровича, мне было искренне жаль солистов - партии сложности просто умопомрачительной. И всё-таки это оставалось пусть драматическим, но
балетом. Исключительной красоты балетом! А вчера... Какое-то типа-шоу. Хореография местами откровенно бедная; кордебалет нестройный; хор на сцене временами реально смотрелся громоздко; Красс, зачем-то хохочущий в голос. Разве мимики и жестов не должно быть достаточно? Живой тигр на сцене вообще убил х_Х Понравилось несколько одиночных женских партий (вакханка _ ) и па-де-де Спартака и Валерии (хоть что-то не загубили, передали настроение полностью и очень... по-балетному эстетично).
Возможно, я зануда, но с "античным гламуром" явный перебор. Таково моё ИМХО.
-------------------------------------------------
балет в 2-х актахбалет в 2-х актах
Музыка: Арам Хачатурян
Либретто: Георгий Ковтун
Хореография: Георгий Ковтун
Художник-постановщик: Вячеслав Окунев
Премьера: 29 апреля 2008 года
Сегодня в мире существует более 20 версий постановки балета Арама Хачатуряна «Спартак», однако лишь некоторые стали вехами балетного искусства. В основном, все версии балета следуют либретто Николая Волкова, написанному в 1933 году.
Хореограф Георгий Ковтун, создавший для Михайловского театра новый балет на основе собственного либретто, представляет свою версию событий, разыгравшихся в Римской империи в I веке до н.э.
Гладиаторы Крикс и Спартак призывают своих товарищей по оружию к восстанию — лучше погибнуть свободными людьми, чем жить в рабстве. Замысел обещает быть успешным: гладиаторы бесстрашно воюют за утраченную свободу. Однако Крикс попадает в плен к патрицию Крассу, где встречается с прекрасной куртизанкой Сабиной и оказывается в полной ее власти. Предательство Крикса позволяет Крассу и Помпею разбить восставших: Спартак убит, его подруга Валерия навсегда прощается с мечтами о любви и свободе.
Роскошь и изнеженность римской знати, некий «античный гламур» подчеркивают уникальные декорации и костюмы. Спектакль объединяет танец, музыку, пение и драму — синтез этих искусств обещает зрителям незабываемые впечатления.-------------------------------------------------
ЛибреттоЛибретто
Первый акт
Картина 1. ПЛОЩАДЬ
Главная площадь Рима. В центре площади – металлическая клетка с невольниками, привезенными из разных концов света и выставленными на потеху пестрой римской толпе. В сопровождении воинов своей когорты появляется Помпей, отправляющийся на войну. Его колесница, по традиции, запряжена пленными, среди которых два друга – Крикс и Спартак. Его провожает один из самых богатых людей империи военачальник Красс. Народ приветствует своих правителей. Помпей под ликование толпы покидает Рим, оставляя город в ведении Красса.
Картина 2. КАЗАРМА
Школа гладиаторов. Чтобы развлечь уставших воинов-рабов, Арес, директор школы, приказывает привести им наложниц из числа новых пленниц. Среди них – Валерия. Спартак очарован девушкой и влюбляется в нее с первого взгляда. Валерия отвечает Спартаку взаимностью. Служители прерывают свидание влюбленных. Спартак в ярости кидается на них, но силы неравны. Спартак в отчаянии.
Картина 3. ДВОРЕЦ
Пир у Красса. Римская знать собралась на представление, посвященное богу вина Вакху. Молодежь, изображающая богов, нимф, сатиров, веселится вокруг золотого трона Вакха. Напротив, в окружении своих приближенных, расположился Красс со знаменитой гетерой Сабиной. Праздник в самом разгаре.
Красс и Сабина возглавляют шумную безудержную вакханалию. Одно действо сменяется другим, но пресытившиеся гости требуют других зрелищ. В амфитеатре их ждут гладиаторские бои.
Картина 4. АРЕНА
Фанфары возвещают о начале кровопролития. В первой паре сражаются нубиец Пир и фракиец Крикс. В бою на коротких мечах побеждает друг Спартака, Крикс. Подруга Красса, Сабина награждает победителя венком. Амфитеатр взрывается аплодисментами. Затем на арене появляются женщины-гладиаторы. /видела, но почему-то не здесь/ После короткого приветствия, адресованного зрителям, они начинают бой, вмиг превращаясь из грациозных девушек в разъяренных тигриц. В ходе жестокого поединка его участницы гибнут одна за другой. Красс, довольный зрелищным боем, проявляет великодушие и в финале схватки, поднимая большой палец вверх, дарует жизнь обреченным на смерть амазонкам.
Зрители в восторге возносят хвалу Крассу. На цирковую арену выходят самниты и фракийцы, среди них – Спартак. Из десяти сражающихся должен остаться в живых только один. Служители арены едва успевают выносить мертвые тела. Зрители неистовствуют. Спартак сражается отважнее других гладиаторов. В конце схватки на арене остаются два воина.
Следует несколько стремительных ударов Спартака – и раненый противник просит пощады. Возбужденные зрелищем зрители требуют добить раненого, но победитель покидает поле боя. Спартак нарушил ритуал: к нему бросаются воины Красса, чтобы убить дерзкого раба, но, восхищенный смелостью гладиатора, Красс останавливает их.
Картина 5. КАЗАРМА
Гладиаторы склонились над раненым товарищем. В них зреет возмущение против своих хозяев. Смерть гладиатора причиняет им жестокие страдания. Крикс и Спартак призывают к восстанию – лучше погибнуть свободными людьми, чем жить в рабстве. Гладиаторы бросаются на стражников и, завладев их оружием, вырываются на волю.
Картина 6. ВЕЗУВИЙ
Утро. Валерия со Спартаком встречают первый рассвет на свободе. Постепенно лагерь восставших оживает. Гладиаторов переполняет радость победы – они опьянены этим чувством. Молодые спартаковцы начинают танцевать, вскоре в их танец вовлекаются все гладиаторы. Не может устоять и Крикс, он включается в общее веселье и с упоением отдается ему. Лагерь пополняется новыми людьми – беглыми рабами, которые узнали о смелом поступке гладиаторов. Во время общего веселья появляется Спартак. Все рады герою. Спартака избирают вождем восставших рабов.
Второй акт
Картина 7. ПИР У САБИНЫ
Помпей празднует возвращение в Рим. Среди гостей встречает свою прежнюю любовь Элаиду, старую куртизанку. /у меня при прочтении были не очень-то лестные ассоциации х)))/ В трепетном танце они вспоминают прошедшие годы. Веселье в разгаре. Ряженые вакхи и вакханки танцуют свой безудержный танец. В это время стража вводит пойманного Крикса. Чтобы повеселить гостей, Красс вызывает Крикса на поединок. Легко победив гладиатора, Красс дарует ему жизнь. Присутствующие гости смеются над поверженным Криксом. Гладиатор с трудом переживает такой позор. Сабина выражает Криксу свое сочувствие, заигрывает с ним, и гладиатор, забыв о недавнем унижении, оказывается в полной ее власти. Во дворце продолжается пир. Вбегает гонец и сообщает, что у стен дворца – армия Спартака. Начинается переполох. Спартак и гладиаторы врываются во дворец. Навстречу им выходит Крикс и просит пощадить присутствующих. Между Криксом и Спартаком вспыхивает ссора. Оставив дворец, Спартак с воинами возвращается в свой лагерь.
Картина 8. СЕНАТ
В сенате тревога. Восстание охватило всю Италию. Помпей предлагает вернуть из похода армию в Рим, но Красс смеется над страхами сенаторов и обещает легко расправиться с армией Спартака.
Картина 9. ПОКОИ САБИНЫ
Красс, Сабина и Элаида плетут заговор против Спартака. Они задумывают с помощью Крикса проникнуть в лагерь Спартака вместе с другими куртизанками, чтобы отвлечь гладиаторов.
Картина 10. ЛЕС
Пастораль: пастухи ловят пастушек, переодевшихся овечками. Появляются гладиаторы: пастухи, забыв свои игры, присоединяются к ним. Происходит братание пастухов и гладиаторов, переходящее в празднование. В это время Крикс приводит куртизанок в лагерь Спартака. Пьяные гладиаторы с восторгом встречают прибывших гостей. Весельем воспользовался Красс: он со своими людьми окружают потерявших бдительность воинов. Вместе с Крассом в лагерь восставших приходит смерть. Красс благодарит Крикса за предательство друзей и показывает ему распятых гладиаторов. Крикс в отчаянии бросается к Спартаку и просит убить его. Когда Спартак отказывается, Крикс выхватывает у того кинжал и закалывается сам.
Картина 11. ПОЛЕ БОЯ
Спартаку доносят, что Помпей во главе армии движется на помощь Крассу. Он понимает, что восстанию пришел конец. У Спартака нет выбора: лучше погибнуть в бою, чем вновь стать рабом. Он прощается с Валерией: оба понимают, что увидеться им больше не суждено. Дело чести Спартака – повести свою армию в последний бой.