Я совершила подвиг! х))) Опера длилась пять с половиной часов!!! И мне дико понравилось. До чего хорошо пели :о) И постановка замечательная. А вот оркестр не дотянул, хотя дережировал опять Гергиев. [прорвало его, что ли? :о))) ] Похоже, Маэстро не заморачивается насчёт того, чтобы гонять музыкантов в хвост и в гриву после премьер для рядовых представлений. Жаль, но общего впечатления это всё равно не испортило, ибо музыка и трактовка замечательные. Не знаю, почему кто-то считает, что после «Летучего голландца» ничто из «Кольца нибелунга» не звучит. «Зигфрид» мне очень понравился. Даже финальный дуэт на 40 минут :о) С удовольствием пойду на остальные части тетралогии.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕКРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Второй день тетралогии "Кольцо нибелунга" в 3-х действиях
Музыка: Рихард Вагнер
Концепция постановки: Валерий Гергиев, Георгий Цыпин (2002)
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Лишь недавно в борьбе за роковое наследие Рейна, сотрясая вселенную, враждовали между собой боги, великаны, нибелунги. Власть золота, покорив мир, воцарилась в нем, творя зло и насилие. Однако теперь, после пережитых бурь и тревог, в природе наступило затишье, и все точно замерло в предчувствии новых великих событий...
В пещере, затерянной среди дремучего леса, живет кузнец – карлик-нибелунг Миме со своим воспитанником Зигфридом. Кузнец не может сковать ни одного меча, который Зигфрид не сломал бы одним ударом. Миме называет Зигфрида своим сыном, но тот не верит этому и ненавидит своего трусливого, вечно ноющего воспитателя. Нехотя Миме открывает Зигфриду тайну его рождения: однажды в лесу он нашел измученную женщину – это была Зиглинда. Подарив сыну жизнь, она умерла. Перед смертью мать дала сыну имя и отдала на хранение обломки меча Нотунга, принадлежавшего ее убитому мужу. Миме до сих пор хранит осколки меча у себя. Зигфрид требует, чтобы нибелунг тотчас перековал для него Нотунг. Миме остается один в тщетных раздумьях: он знает, что работа ему не под силу.
Появляется Путник – это сам Вотан. Он просит у Миме крова, но тот гонит его прочь. Путник предлагает пари: ставкой будет голова одного из них, а выиграет тот, кто ответит на три вопроса. Миме придумывает трудные вопросы – о нибелунгах, о великанах и богах. Путник не раздумывая отвечает на них и в свою очередь задает Миме три вопроса. Он спрашивает о роде, которому Вотан принес горе.
– Это род Вельзунгов, – отвечает Миме. – Зиглинда и Зигмунд – дети Вотана полюбили друг друга. Ими был рожден Зигфрид – сильнейший из сильных. Второй вопрос: "Зигфрид был вскормлен карликом для того, чтобы завладеть кладом. Каким мечом он может совершить этот подвиг?" – "Нотунгом, – отвечает Миме. – Вотан сам воткнул этот меч в древесный ствол. Извлечь его смог один лишь Зигмунд, но Вотан разбил его меч". Вотан задает последний вопрос: "Кто скует из обломков меч?" На этот вопрос Миме не может ответить. Тогда за него отвечает сам Вотан: лишь тому по силам эта работа, кому неведом страх. С этими словами Путник исчезает.
Миме с ужасом вспоминает, что забыл научить Зигфрида страху, значит жизнь Миме отдана этому юноше. Нибелунг хочет внушить Зигфриду чувство страха и рассказывает ему, что мать, умирая, просила не пускать сына в мир до тех пор, пока он не изведает боязни. Зигфрид согласен узнать новое чувство. Однако никакие рассказы Миме не производят на него впечатления. Миме обещает привести Зигфрида к пещере дракона. Но Зигфриду нужен меч и он сам кует его из обломков Нотунга. Тогда Миме решает после поединка Зигфрида с драконом убить Зигфрида и завладеть кладом.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Ночью в чаще леса у входа в пещеру нибелунг Альберих встречает Путника. В пещере лежит золотой клад и кольцо, дающее безграничную власть над миром. Отняв его когда-то обманом у Альбериха, верховный бог Вотан отдал сокровище великанам в уплату за построенную ими неприступную крепость Валгаллу. Один из великанов, Фафнер, убил брата и, обернувшись драконом, охраняет в пещере клад. Нибелунг бессилен бороться с драконом, а Вотан должен соблюдать заключенные ими договоры. Если Альберих вновь завладеет кольцом, он разрушит Валгаллу, подчинит себе мир. Об этом же мечтает и Миме – предупреждает Вотан Альбериха. Встревоженный Альберих предсказывает гибель богов.
Миме приводит Зигфрида к пещере дракона – здесь изведает он страх. Утомленный дальней дорогой, Зигфрид ложится отдохнуть. Он погружается в мечты о своем отце и матери. Лес оживает, весело щебечут птицы, и Зигфрид вторит им звуками своего серебряного рога. Разбуженный шумом из пещеры выползает дракон. Зигфрид не испытывает страха при виде чудовища и убивает его. Перед смертью Фафнер предупреждает победителя – тот, кто внушил ему этот подвиг, хочет убить Зигфрида. Капля горячей крови дракона обжигает руку героя. Он машинально слизывает эту кровь и в тот же миг начинает понимать язык птиц. Они открывают ему тайную силу кольца и шлема, хранящихся в пещере. Из всех сокровищ герой должен выбрать только эти две вещи. Зигфрид скрывается в пещере.
Появляются Миме и Альберих. Они спорят о том, кому теперь принадлежит клад. Коварный Миме собирается избавиться от Зигфрида, но юноше открыты теперь тайные мысли людей и он убивает Миме. Альберих скрывается в чаще.
Птичка рассказывает Зигфриду о том, что на высокой горе, окруженной пламенем, спит прекрасная Брунгильда. Сквозь огонь сможет пройти лишь тот, кто не знает страха. Брунгильда будет принадлежать Зигфриду, и Птичка укажет ему дорогу к ней.
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
В бурную грозовую ночь Вотан вызывает из земных недр Эрду – богиню судьбы, чтобы узнать у нее о будущем мира. Но с тех пор, как Эрда родила Вотану Брунгильду, она лишилась пророческого дара: вещая мудрость матери перешла к дочери. Не может ответить Вотану и Брунгильда – он отрекся от дочери, когда она нарушила его волю. А теперь верховный бог добровольно отрекается от господства над миром: скоро явится юный герой, не знающий страха, свободный от власти богов. Завладевший кольцом нибелунга, не ведающий его цены, он избавит мир от проклятия золота.
Светает. Буря улеглась. Вдали показывается Зигфрид. Вотан пытается удержать героя, преграждает ему путь своим копьем – однажды Нотунг сломался об это копье. Но на этот раз копье разлетается на части. Вотан исчезает.
Огненный вал расступается перед Зигфридом, и на вершине скалы он видит спящего воина, закованного в доспехи. Зигфрид снимает с его головы шлем, разрезает мечом кольчугу – перед ним прекрасная девушка. Неведомое чувство охватывает Зигфрида – уж не страх ли это? – и он целует ее. Чары рассеиваются, и Брунгильда пробуждается к новой жизни, к земной любви.
25.12.2008. «Зигфрид»
Я совершила подвиг! х))) Опера длилась пять с половиной часов!!! И мне дико понравилось. До чего хорошо пели :о) И постановка замечательная. А вот оркестр не дотянул, хотя дережировал опять Гергиев. [прорвало его, что ли? :о))) ] Похоже, Маэстро не заморачивается насчёт того, чтобы гонять музыкантов в хвост и в гриву после премьер для рядовых представлений. Жаль, но общего впечатления это всё равно не испортило, ибо музыка и трактовка замечательные. Не знаю, почему кто-то считает, что после «Летучего голландца» ничто из «Кольца нибелунга» не звучит. «Зигфрид» мне очень понравился. Даже финальный дуэт на 40 минут :о) С удовольствием пойду на остальные части тетралогии.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ